Time and I have quarrelled! This blog is on semi-hiatus.

10 мая 2012 г.

Киноотчет за апрель. 2012. Шекспира ставите?


1. Гамлет/Hamlet, Грегори Доран(2009) - 10

Взгляд не цепляется ни за холодные интерьеры, ни за современные наряды (вот оно, "краткость есть душа ума, а многословье — бренные прикрасы"), но и не за актерскую игру (а она, поверьте, поразительна - как-никак, Королевская Шекспировская Компания). Взгляд цепляется за то, что между этим всем. И это так хорошо, что трёх часов фильма, не отступающего от оригинального текста, мне было мало.
А это совсем не фильм, а театральная постановка на DVD, но удержаться от соблазна включить её в киноотчет невозможно - это одна из самых смешных вещей, что я когда-либо видела! Дэвид Теннант и Кэтрин Тейт - беспрецедентная парочка, моё счастье, что эти двое играют в моей любимой шекспировской комедии. Так же, как и "Гамлет", она перенесена в наше время, отчего стала еще забавней. Особенно хороша современная интерпретация карнавала: принцесса Диана, Бенедикт-мисс Пигги в мартинсах (надеюсь, это она), Дарт Вейдер, Марио...кто там еще? Дон Хуан куда более харизматичный злодей, чем Киану Ривз у Кеннета Браны, хотя такое впечатление, что его играет Стив Каррел, а не актер Королевской Шекспировской Компании :) Но если я начну рассказывать о всех прелестях этого нефильма, мы просидим тут весь день... Тем временем я жду "Много шума из ничего" от Джосса Уидона (имею надежды на то, что он и тут будет посмеиваться над Кеннетом Брэной)
3. Ричард III/Richard III, Ричард Лонкрэйн(1995) - 9
Великолепно! Тот случай, когда говорить нечего, а хочется. Значит буду говорить об актерах. Невероятные масштабы игры: чего стоит только походка Иена МакКеллена (Ричард) и то, как он смотрит на зрителя, непередаваемо, на сколько обаятелен Роберт Дауни-мл. (Риверс) уникальна Мэгги Смит (герцогиня Йоркская) и роскошна Кристин Скотт-Томас (леди Энн) в алых платьях - эти знают, как сладить с Шекспиром, даже если Шекспир оказывается в 30-х годах выдуманной нацистской Англии. Обязательно прочтите подробный разбор костюмов, интерьеров и символики фильма в блоге "КИНО И ОБРАЗ".
4. Книги Просперо/Prospero's Books, Питер Гринуэй(1991) - 9
Самый трудный для восприятия фильм из списка - смотрела много дней. Я рада, что хоть сколько-то была подготовлена к сложному стилю Гринуэя "Контрактом рисовальщика", иначе так бы и не осилила. Сама по себе "Буря" Шекспира вскружит голову кому угодно, в сочетании с безумным, перегруженным и красивым Стилем Гринуэя - черт возьми, буря это!
5. Много шума из ничего/Much Ado About Nothing, Кеннет Брэна(1993) - 8
Фильм хорош главным образом тем, что он непередаваемо летний, пересыщенный кислородом и белыми платьями, солнечный! Виновата ли Тоскана, моя любимая романтическая история или профессор Златопуст Локонс, препирающийся с профессором Трелони? Купания и маскарады, огромное количество зелени или 20-ти летняя Бекинсейл, которая практически Фелисити Джонс? Это большой комплимент, для меня "Фелисити Джонс" означает "прекрасная актриса и воплощение юности". Признаюсь, я недооценивала Кейт (или злилась на её неудачную потугу сыграть Эмму Вудхауз). Смотреть стоит в преддверии лета. Всё это прекрасно, пусть и не гладко.
6. Венецианский купец/The Merchant of Venice, Майкл Рэдфорд(2004) - 8
Чувственно и романтично, в том же духе, что и "Влюбленный Шекспир" (даже не потому, что и тут Джозеф Файнс). Последний несравнимо лучше, но и "Венецианский купец" стоит любви. Линн Колинз (Порция) - прекрасная Венера Ботичелли. Их с Боссанио история так красива, что линия купец-ростовщик отходит на второй план. Но какая разница, когда есть красота?
Еще один нефильм и совсем нефильм. Первый - спецвыпуск сериала с Роуэном Аткинсоном, Хью Лори, Стивеном Фраем и т.д. Шекспира там секунд 30, зато играет его Колин Фёрт. А еще там есть Кейт Мосс! Второй - снятый десятью годами ранее скетч, без всех этих ребят, но не менее забавный.
8. Запретная планета/Forbidden Planet, Фред М. Уилкокс(1956) - 8
Прародитель сериала "Звёздный путь", первое явление миру мини-юбок и монстра, нарисованного студией Walt Disney, при участии бластеров, дезинтеграторов и саркастичного Робби, робота, чья фильмография насчитывает уже 23 ленты. Дааа, пристегните ремни - это шекспировская "Буря". Ариэль - не дух, а робот, Калибан и вовсе фрейдистский персонаж, но Шекспир остаётся Шекспиром. Кстати говоря, в главной роли - Лесли Нильсен. Понятия не имею, кто это, но он, судя по всему, очень популярен и является главной причиной, почему этот фильм не забывается зрителями.
 9. Тит - правитель Рима/Titus, Джули Тэймор(1999) - 8
Факт, что авторство Шекспира тут под сомнением, действует на меня успокоительно. Ничего более жуткого я не видела со времен "Святой крови" - и практически не одного персонажа, которому можно улыбнуться - вот разве что эта маслина Цезарь. Тут еще и Джули Тэймор, которая умеет напустить психоделики. Есть необычные отсылки: узнается "Зуд седьмого года" и "Матрица", а когда Деметриус и его брат Херон дерутся на ножах - чистая "Вестсайдская история". Любопытная находка: еще одни глаза, кроме зрительских, маленький мальчик, который сперва только смотрит на происходящее, а затем становится частью истории. Это добавляет напряжения: частью таких событий точно не хочется становится.
10. Красота по-английски/Stage Beauty, Ричард Эйр(2004) - 7
В фильме хотели охватить многое: и гендерное равенство, и вечное "surprise me!" (him/them/us), и триумф актерского мастерства, и "Отелло", и эпоху Реставрации, и шекспировские переодевания мужчины в женщину, не выделяя ни одной из этих тем как приоритетную. Периодически этот превращался в забавную комедию: "Whenever we're about to do something truly horrible, we always say that the French have been doing it for years". Но неопределенность вряд ли приведет к чему-либо хорошему, что фильм и подтвердил. Тем не менее, его спас каст. Красота по-английски: Руперт Эверетт в роли чудаковатого монарха (о, его манера говорить!) и забавный Хью Бонневилль. Красота по-американски: Клэр Дейнс!
11. Аноним/Anonymous, Роланд Эммерих(2011) - 7
Тема не слишком захватывающая: какая, в сущности, разница, кто писал вместо Шекспира, когда у нас есть его произведения? Но если уж и браться за эту тему, то со всей настойчивостью, а не сентиментально отнекиваться в финале: "Пьесы - единственное что имеет значение!" Снято не честно, пускай и увлекательно. Впрочем, всё, как завещал сам режиссер, "Аноним" - это "а little costume B-movie". Костюмы - да, классные, В-муви - окей, не то, что я хотела увидеть.
Любая нетленка Шекспира - живой организм, а тут его довели до состояния изнеможения, вялости и бледности. Зачем, к примеру, было переносить историю в 19 век? Шекспир, конечно, в любых нарядах хорош, но вот так слепо переносить его, куда вздумается, не внося соответствующего подтекста, не добавляя ровным счетом ничего к повествованию - каприз. К тому же, это один из самых неудачных фильмов ВВС по части костюмов, хотя костюмер - оскароносный Джон Брайт (одна изего работ - прелестные наряды "Разума и чувств"). Чем ближе к развязке, тем смешнее - но стоили ли того 2 часа просмотра? Из очевидных плюсов: тема бисексуальности (не совсем то, что я выделяю в "Двенадцатой ночи", but still) неловко, но с горем пополам раскрыта, Бен Кингсли может впечатлять, но главное сокровище фильма - Хелена Бонем-Картер (Оливия), которая у меня и интереса-то никогда не вызывала. А вот исполнительнице Виолы, по совместительству супруги режиссера Тревора Нанна, пожалуй, следовало хотя бы иногда привлекать к себе внимание.
13. Укрощение строптивой/The Taming of the Shrew, Франко Дзеффирелли(1967) - 4
Ну и раздражает меня такая грязная, безмозглая итальянская средневековая обстановка! Даже снимай это Пазолини, который подобный реализм подаёт как Красоту, всё равно бы раздражало. Срочно хочется пересмотреть первую серию "Даунтонского аббатсва", где всё чисто и прилично. Выказывая своё "фэ" в сторону Элизабет Тейлор и Франко Дзеффирелли, чувствую себя еще более неловко, чем ругая "Тёмного рыцаря". Думаешь: "О, Дзеффирелли! Тут никаких проколов не будет". И как "большой" режиссер смог превратить "Укрощение строптивой" в откровенно женоненавистническое произведение, а Элизабет Тейлор - в воплощение зла? Сюда впору заголовок к совсем другой шекспировской экранизации из SFGate: "Film Bends Genders But Not Shakespeare" Возможно, впечатления бы сгладились, смотри я на английском (единственный фильм шекспировского марафона, отсмотренный в российском дубляже - ужасном дубляже, надо сказать) Да, это кино меня конкретно взбесило. Такие фильмы, вероятно, и причина того, что толпы современных зрителей находят Шекса скучным или, хм, несмотрибельным.
 Отдельной строкой: 
Пора бы мне сесть за экономику предприятия, так что кратко: cool cool cool.

P. S. Сник пик к Шекспировскому месяцу - вот тут. У меня всего месяц - а у ВВС тем временем целый сезон "Shakespeare Unlocked": радиоскпектакли уже можно послушать на сайте, в июне появятся Ричард II с Беном Уишоу и Клеманс Поэзи, Генрих IV в двух частях и Генрих V с Томом Хиддлстоном. И трейлер к сезону красивый :)
Путеводитель по киноотчетам обновлён!

Follow me on Twitter | Bloglovin’ | Vkontakte | Facebook.

8 комментариев:

  1. Мне так нравится "Ричард Третий" - у нас идет прекрасный спектакль с Костей Райкиным в роли Ричарда. Не знаю, понравится ли мне кино, но нужно будет попробовать)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надеюсь, понравится :)
      Очень хочется в театр. А у нас ставят только рок-оперу "Ромео и Джульетта", да Гамлет иногда мелькает(

      Удалить
  2. яка ж ти молодець,дуже круто написано і підібрано!
    тільки я плутаюсь в фото,що до якого фільму :)
    мені по Шекспіру щк подобається "сон в літню ніч" http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/5208/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дякую ^-^
      Щось треба нове придумати замість тих фото, а то дійсно незручно.
      Тааак, "Сон..." чарівний! :)

      Удалить
  3. Есть еще очень интересная серия "Шекспир на новый лад". Больше всего мне запомнился "Макбет" с МакЭвоем в главной роли. Очень современно, но по-моему неплохо получилось.

    ОтветитьУдалить
  4. Какая прелесть. Очень понравилась.
    Пост в закладки, намереваюсь посмотреть большую половину этого списка.
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить