Time and I have quarrelled! This blog is on semi-hiatus.

3 окт. 2016 г.

Киноотчет за сентябрь-декабрь

США, 2014
В ролях: Эллар Колтрейн, Патриция Аркетт, Итан Хоук, Лорелей Линклейтер

Первый раз на моей памяти зал аплодировал не на удачной шутке, трюке или титрах, а на случайном моменте доброты и упорства. То, что уже было трогательным на экране, стало волшебным в зале - вот так вдруг понимаешь прелесть разделенного кинопросмотра. Самый крутой показ на ОМКФ.
Мне нравится, что Линклейтер ни в коем случае не снимает ностальгическое кино, никогда этот фильм даже не пытается эксплуатировать ностальгию, нет, он всегда про сейчас. Да, это 'сейчас' включает чтение "Тайной комнаты" на ночь и премьеру новой книги Роулинг, но ГП всегда рядом, правда? И золотистые кадры в конце фильма, сопровождаемые кэповской репликой главгероя, - ближайшее к просвещению в этом отчете, увы и ура.
Вторая мысль: семейные драмы, которые в другом фильме стали бы опорами повествования, тут либо на втором плане, либо совсем за кадром, лишены то начала, то конца. Так и второстепенные персонажи могут появиться из ниоткуда и исчезнуть без объяснений, никогда не вернувшись в жизнь главных героев. То, как люди приходят и уходят из жизни, не подчиняясь правилам повествования, - еще одна деталь, которая делает фильм Линклейтера таким понятным, страшно правдивым, живым и классным.
Великобритания, Ирландия, США, 2013
Режиссер: Леонард Абрахамсон 
Сценарий: Джон Ронсон, Питер Строхан 
В ролях: Домнал Глисон, Майкл Фассбендер, Мэгги Джилленхол, Скут МакНэри, Франсуа Сивиль, Карла Азар

Это фильм с очень правильной позицией - фильм-прививка от снобизма и от романтизации страданий и психических расстройств творческого человека. Потому что искусство - оно вопреки, а не из-за.
С каждой попыткой показать в кино фрустрации, тревоги, творческий кризис и писательский блок в ход идут временные скачки, изучение белого листа и безумный монтаж из метаний за рабочим столом, гор мятой бумаги и хватаний за голову. Никогда особо не работающая нарезка, потому что монтаж о вдохновении обычно выглядит идентичным близнецом. "Фрэнк" смотрит на ситуацию с нового угла, чем вызывает приятные мурашки. Практически весь фильм складывается из прокрастинации группы, которая никак не запишет альбом (и да, это снято увлекательно). Дни ничегонеделания в глуши интереснее и честнее отражают творческий застой, чем всё, что я видела раньше. И это было важнее, чем сюжет и метания главного героя.
Музыку там, кстати, извлекают из стульев со струнами, лабораторных колб на деревьях и зубных щеток - это надо видеть и слышать.
Но тут еще и история, которая скрывает за собой что угодно, даже целые миры. Как и Фрэнк Фассбендера. Как и Клара Мэгги Джилленхол. Как и остальные персонажи, кроме главного героя. Которому только остается напарываться снова и снова на свою неспособность видеть людей. И этот же герой - самое завистливое, скучное и неприятное, что есть в фильме. И он же заходит слишком далеко в своей наивности, что меня взволновало больше, чем следовало ожидать. Слишком много внимания для такого засранца? Ну, его играет Домнал Глисон, Домнал потрясающий.
США, Канада, 2014 
Режиссер: Даг Лайман 
Сценарий: Кристофер МакКуорри, Джез Баттеруорт, Джон-Генри Баттеруорт, Хироси Сакуразака 
В ролях: Том Круз, Эмили Блант, Билл Пэкстон, Брендон Глисон, Ноа Тейлор, Джонас Армстронг, Тони Вэй, Кик Гарри, Франц Драмех, Шарлотта Райли

      | На мені що, квіти ростуть? - Ріта Вратаскі
(мои отношения с дубляжом Postmodern... сложные, но Риту поддерживаю)
Внутри сидит героизм и сверкает как перо жар-птицы. Есть переход в консонанс в финале, есть концовка, которая выглядит выглядит сломанной, но отменно работает. Есть это радостное желание теоретизировать о временных петлях и рассуждать о крутости дизайна инопланетян и костюмов сразу же после просмотра. Это первый раз, когда я в самом деле разглядела Тома Круза (какое упущение, что в детстве у меня были его вампир, самурай и уэллсовский герой, но не было, например, Итана Ханта).
Он весомо отличается от фильмов о временной петле, вроде "Дня сурка" и "Исходного кода". Главный герой не проходит через эмоциональные стадии, как Фил Билла Мюррея, и тут нет исследования психологии солдата, как было с героем Джейка Джилленхола. Герой Тома Круза практически не меняется и не ломается, может "делать это целый день" (и с ним ведь еще происходит борхесовский сюжет о самоубийстве бога, а?).
Работает это просто здорово, особенно в паре с героиней Эмили Блант. Потому что Рита - это сила духа и упорство, которые, кажется, существуют безо всякой подпитки.
США, Великобритания, 2014
Режиссер: Джеймс Ганн 
Сценарий: Джеймс Ганн, Николь Перлман, Дэн Эбнетт, Энди Леннинг 
В ролях: Крис Пратт, Зои Салдана, Дэйв Батиста, Брэдли Купер, Вин Дизель, Ли Пейс, Майкл Рукер, Карен Гиллиан, Гленн Клоуз, Джимон Хонсу, Джон Си Райли, Бенисио Дель Торо, Лора Хэддок, Питер Серафинович

Стооолько всего. "Moonage Daydream" на подлёте к Knowhere - это размах, жизнь, гигантская голова древнего божества. Большой побег из космической тюрьмы - навсегда в моем сердце (люблю его еще и за 10 секунд Энцо Чиленти - у меня хобби отлавливать эпизодические появления Энцо во всем подряд). Майкл Рукер и его ручная стрела. И так много держаний за руки и собираний в кружки! Держались за руки даже космические корабли Корпуса Новы - красивое зрелище и красивое подмигивание комиксу. И совсем другого рода деталь: это не первый фильм, где каждый серьезный момент прерывается шуткой, но остаётся осмысленным и живым, но как же круто это срабатывает.
Увеличилась ли после фильма популяция болтливых енотов? Well, sort of. Появится ли в блокбастерах больше непохожести, хотя бы внешней?
Кое-что не так здорово. Среди плюшек, натасканных буквально отовсюду, находится и чужеродное. Забытая в закутках корабля инопланетянка - это что-то очень капитан-Кирковское, и зачем она здесь - совершенно непонятно, пускай и девушка в итоге классная.
У Гаморы едва ли не самая сложная предыстория, которая интересно зеркалит истории Небулы и Питера Квилла, но за весь фильм зритель так и не увидит, как прошлое сказывается на персонаже. И это, на минуту, первый фильм Марвел, где сценарист в титрах - женщина.
Фабула проста и слишком хорошо знакома, но с киновселенной Марвел учишься получать удовольствие от другого. Это всегда персонажи, конечно - и в комиксе Эбнетта меня только они и держали (и черт, хочется всех-всех оттуда затащить в сиквел).
США, 2014
Режиссер: Джон Карни 
Сценарий: Джон Карни 
В ролях: Кира Найтли, Марк Руффало, Адам Левин, Джеймс Корден, Хейли Стайнфелд

Маленькая драма, разыгравшаяся в интернетах: Карни (Sing Street я жду с большим нетерпением!), вбросил резкий и неприятный комментарий о работе с Кирой и её игре. Пришел себя за два дня, но тогда он упал в ту же яму, куда сажал героев "Begin again", потому что отказывался видеть чужой вклад в произведение. Крайне увлеченный собственным носом идиот, как и персонажи Найтли, Руффало и Левина, - человечнее не бывает.
Такой эфемерный и такой настоящий мюзикл - как и "Once" того же Карни, но "Once" я с большей готовностью посмотрела бы на сцене, а "Begin again" работает именно как фильм.
Этот фильм во многом предназначен для любителей roof sessions и прочей спонтанной музыки под открытым небом. А вот в остальном... Тут музыкальная индустрия, которой нет, а может никогда и не было. В самом деле, изображение профессиональной среды - любой - классное поле для дебатов. Вот выходит сериал "Roadies" профессионального музыкального фаната Кэмерона Кроу, и сразу же появляются комментарии вроде "этот сериал - пощечина настоящим гастролёрам". Что делать-то?
Лучше всего получился эпизод, где герои Найтли и Руффало слушают песни из плейлистов друг друга. Можно сказать многое о человеке, послушав его музыкальную библиотеку - применимо, по крайней мере, для тех, кто в это верит. Или по тому, какую песню Луи Армстронга он выбирает - и из какого фильма. Да, "песня может спасти твою жизнь" (так почти назвали фильм), неважно, создавать её, исполнять или слушать.
Внезапное открытие: у Киры отличная химия с молодыми актрисами: с Хейли Стайнфелд тут и Хлоей Морец в "Laggies".
6. Магия лунного света/Magic in the Moonlight - 7
США, Великобритания, 2014 
Режиссер: Вуди Аллен 
Сценарий: Вуди Аллен 
В ролях: Колин ФёртЭмма Стоун, Катрин МакКормак, Хамиш Линклейтер, Марша Гей Харден, Джеки Уивер, Эрика Лирсен, Айлин Эткинс, Саймон МакБерни

Эмма сияет, яркий и узнаваемый Лазурный Берег слепит глаза, а возле бассейна играют серенады на укулеле. С серьезным лицом воспринимать фильм не получается, даже если удавалось проворачивать такое на всех остальных фильмах режиссера. Вуди Аллен все еще может быть разным - и это хорошо.
Редкая удача и один из тех моментов, когда благодаришь Вселенную за Колина Фёрта. Потому что в этом фильме Вуди Аллена главный герой - не сам Вуди и почти не пытается его мимикрировать. Они с Эммой Стоун умеют выдавать вудиалленовские диалоги, не звуча при этом, как сам режиссер, зато бойко и ладно, и романтично. У меня не так уж много любимых персонажей за 23 отсмотренных фильма автора, но фокусник-разоблачитель и спиритуалистка из двадцатых годов точно среди них.
У Фёрта, кстати, под конец фильма случился внезапный Дарси-момент. Такой, что я аж со стула упала.
США, 2014
Режиссер: Дэвид Финчер 
Сценарий: Гиллиан Флинн 
В ролях: Бен АффлекРозамунд Пайк, Кэрри Кун, Ким Диккенс, Нил Патрик Харрис, Тайлер Перри

Когда антагонист безумен до предела, от него легко отстраниться и отрицать, но тут отчаянное безумие сопровождается такими же отчаянным прагматизмом и мотивами. Поэтому страх за судьбу персонажа, осуждение всех, кто его предаёт, более сложные эмоции - всё есть. Противоречивость еще и в том, как из расчетливого и функционального фильма Финчера сочатся палповость, увлекательность и юмор (любопытно - это всё заслуга Гиллиан Флинн?)
Дэвид 'thinking people are perverts' Финчер делает из скользкой, неприятной и отмороженной истории престижный фильм. Иногда кажется, что с помощью одной только камеры. Два крупных плана головы Розамунд Пайк - вы и не вспомните, что в фильме были какие-то еще крупные планы. И никакой ручной камеры, а ведь ручная камера - такой простой и эффективный способ вызвать эмпатию к чему-либо. 
Его очень хочется назвать хичкоковским, такое привычное и комфортное сравнение. Больше всего напоминает "Тень сомнения" (даже "Стокер" со сходным сюжетом так их не напоминал): в фильме про брак Эми и Ника манипуляция зрителем, который ищет виноватого и мечется в поисках червоточины, того же толка.
И всё бы хорошо, но то, как сюжет соотносится с нашими реалиями - проблема.
Новая Зеландия, США, 2014
Режиссер: Питер Джексон 
Сценарий: Фрэнсис Уолш, Филиппа Бойенс, Питер ДжексонГильермо дель Торо, Дж.Р.Р. Толкин  
В ролях: Мартин ФриманИэн МакКеллен, Ричард Армитедж, Люк Эванс, Эванджелин Лилли, Ли Пейс, Орландо Блум, Кен Стотт, Эйдан Тернер, Дин О’Горман, Джеймс Несбитт, Адам Браун, Кейт Бланшетт, Хьюго Уивинг, Кристофер Ли, Бенедикт Камбербэтч, Иэн Холм

Удивительно, конечно, как фильм не дает передохнуть от своих повышенных тонов ни на секунду. При том, что Бильбо - всё еще главный герой и все еще как надо сыгран Фриманом. В финале трилогии дом, книжки и дважды в день хорошо позавтракать стали слишком, слишком далёкими вещами, и это не на пользу.
Очень хочется написать больше о трилогии, которой удалось влюбить меня в работы Толкина (ну, серьезно), но никак не получается. Всё еще лучшее, что получается у Питера Джексона- это утащить зрителя внутрь Средиземья. Большое мастерство.
Великобритания, 2014
Режиссер: Стюарт Мердок 
Сценарий: Стюарт Мердок 
В ролях: Эмили Браунинг, Олли Александр, Ханна Мюррэй, Пьер Буланжер, Кора Биссет

      | But let me tell you this, if you want to hear your voice floating in the middle of a beautiful tapestry of frequencies, you're gonna need a pop group
Бывают времена, когда жизнь обещает вот-вот превратиться в поп-песню, бывает, этого очень хочется. Это то, в чем фильм действительно хорош: пограничное состояние, желание, обещание. Я очень люблю истории о пограничном и уже давний фанат песен God Help the Girl; потому, осознавая недостаток мастерства у режиссера, раздражаясь море клише, в которое падает интересная задумка, всё равно не нарадуюсь этому фильму.
Фильм на пару с "Begin again" обречен называться духовным наследником "Once", хотя бы потому что такие бытовые мюзиклы в кино - всё еще редкая птица. Как всякий, кто хоть раз в месяц пробует новый магический ритуал превращения жизни в мюзикл, надеюсь, что не надолго. Но главная черта трёх фильмов - как и главная причина, по которой героям пришлось создать поп-группу - музыка может спасти твою жизнь.  И в самом музыкальном проекте God Help the Girl, главный альбом которого вышел еще в 2009, жизнь героини спасали гармонии девичьих групп.
Фильм Стюарта Мердока из Belle & Sebastian выдает еще дюжину личных причин для создания поп-группы, главные герои спорят о Боуи и слушают The Left Banke (барокко-поп - музыкальный жанр, который всегда дивил меня своим существованием - определенным образом задает тон фильму). Это практически все, что можно вынести из фильма - короткие комментарии о музыке и налёт 60х.
Музыкальные номера предельно буквальные. Поэтому симпатичная Ив в ванной, ромашковый венок из фраз, строф и пунктуации, галлюциногены у пары хулиганов, "Minder" по телеку - сюжеты и отдельные строчки из песен - всё на экране. Начиная с 'bought an "Independent" to make me look like I got brains'. Иногда такая текстуальность обкрадывает содержание песен - не так-то просто тягаться с силой слова и всё такое. Но в остальное время здорово захватывает.

США, 2014
Режиссер: Дон Холл, Крис Уильямс 
Сценарий: Джордан Робертс, Роберт Л. Бейрд, Дэниел Герсон
Роли озвучивали: Райан Поттер, Скотт Эдсит, Дэниэл Хенни, ТиДжей Миллер, Джейми Чанг, Дэймон Уайанс мл., Дженезис Родригез, Алан Тьюдик, Майя Рудольф

Тяжело и представить более красочную супергероику. Иногда отдельные сцены кричат о том, какое всё вокруг клёвое, а иногда кричит об этом и кое-кто из персонажей. 
Яркая и разношёрстная команда учёных выглядит скорее как лукбук Benetton, но не думаю, что это плохо. А вот кросс-культурный город смотрится той самой ёлочной игрушкой, тон и индивидуальность, которые легко прочувствовать в большинстве диснеевских мультов, тут не считываются. Зато годы работы, весь этот особенный безумный процесс создания диснеевской анимации (смотрите сюда) - о них думаешь постоянно. И ничуть не плохо один раз посмотреть на мастерство и изобретательность, а не мульт. Таки это фильм об ученых.
Что еще круче, милаха Бэймакс появился из исследований в области мягкой робототехники, и впечатляющие микроботы главного героя тоже родились от настоящих технологий.
Но это один из тех фильмов, сюжет, эпизоды и подробности которого забываются сразу же (впрочем, удовольствие от просмотра всё еще помню).
США, 2014
Режиссер: Линн Шелтон 
Сценарий: Андреа Сигел 
В ролях: Кира Найтли, Хлоя Морец, Сэм Рокуэлл, Элли Кемпер, Марк Веббер

Фильм о трудностях самоопределения и возрастных ожиданиях, о том, каково быть overeducated and underemployed, и. главное, о давлении непринятых решений (у главной героини степень по психологии - да, уровень иронии во всём фильме такой). Искренний - до возгласов "это же я!" - и  доброжелательный. Такой себе "Выпускник", который мне понятен и комфортен. Хотя он не задаёт правильных и больших вопросов, а все главные шутки уместились в трейлере, 'Laggies' определенно работает. Потому что мне нравятся Кира Найтли и постер "Аэлиты" на стене, и огромная сухопутная черепаха (она просто лучшая). И Сэм Рокуэлл - причина, по которой экран периодически искрится. И даже нейтрализирует самые возмутительные недостатки героини Найтли.
Это нечто вроде песни Джейми Каллума 'Twentysomething': "Love ain't the answer, nor is work / The truth eludes me so much it hurts". а вписалась бы Меган в какую-нибудь экранизацию Вудхауса так же легко, как Сэм Рокуэлл и эта песня, и жила там долго и счастливо? думаю, да
12. Долгое падение/A Long Way Down - 7
Великобритания, Германия, 2013 
Режиссер: Паскаль Шомель 
Сценарий: Джек Торн, Ник Хорнби 
В ролях: Пирс Броснан, Имоджен Путс, Аарон Пол, Тони Коллетт, Сэм Нил, Таппенс Мидлтон, Розамунд Пайк

Есть у меня чувство, связанное со сценариями Ника Хорнби: пока ты смотришь его фильмы, они в ответ таращатся на тебя. Даже худшие из них. 
Это неудачный фильм о психических расстройствах, депрессии и суициде. Это определенно тривиализация суицида. Это неудачный фильм с неровным и недоредактированным сценарием. Но каким-то образом этому неудачному фильму удается оставаться feel-good movie, а все его смешные и грустные вещи не дают хандить.
Как эти герои держатся вместе? Окей, они одновременно выбирают одну и ту же крышу, чтобы сигануть. это наверняка дает толчок к знакомству. Но то, как они впоследствии держатся друг за друга радует и даже походит на волшебство.
Имоджен Путс и Аарон Пол (да что ж не так с любителями орнитологии?!!) вместе очень крутые.
Великобритания, 2012
Режиссер: Рэйф Файнс 
Сценарий: Эби Морган, Клер Томалин 
В роляхРэйф ФайнсФелисити Джонс, Кристин Скотт Томас, Том Холландер, Сузанна Хислоп, Том Бёрк, Майкл Маркус Морган, Пердита Викс, Джоэнна Скэнлэн, Аманда Хейл, Мишель Фэйрли

Знаете это чувство, когда фильм совершенно некстати лишен ритма, кажется, будто он не отбивает такт, не дышет, а должен? Создать впечатление пытаются, виньетируя историю кусочками из будущего Нелли Тернан и меланхоличными прогулками по побережью, но безрезультатно. Кроме того, что подход "фильм - один большой флешбэк" сам по себе проблемный, эти куски будущего никак не служат истории. Разве что - в визуальном плане получается красивый и завораживающий контраст белого песка и черного платья с приглушенной, но пышной цветовой гаммой типичного костюмного кино про викторианскую эпоху.
Фильм тихий и тонкий, с аккуратными намеками вместо громких диалогов, настроение точно соответствует теме - предполагаемым отношениям Нелли Тернан с Чарльзом Диккенсом. Но какой же скучный, грустный и бесплодный. Куда круче было бы снимать с диккенсковским подходом к жизнеописанию - узнавать главную героиню с самого рождения и во всех подробностях, социальном контексте, мелких привычках и моральных выборах.
США, Япония, 2014
Режиссер: Гари Шор 
Сценарий: Мэтт Сазама, Берк Шарплесс, Брэм Стокер 
В ролях: Люк Эванс, Сара Гадон, Доминик Купер, Арт Паркинсон, Чарльз Дэнс

Как раз тот случай, когда безголовое повторение мифического сюжета может быть источником веселья - у меня такое случилось с Ганзелем и Гретель, a.k.a "Охотниками на ведьм". У Дракулы для этого полно экстраординарных способностей, он эффектен, как Шторм в Х-Men плюс облако летучих мышей и... всё.
Фильм разбрасывается всевозможными отсылками к вампирскому кинематографу и четко показывает, насколько невелика цена отсылкам как таковым - в кино или других медиумах. Подброшенные в воздух кусочки графовской истории так и не находят, куда приземлиться. Никак не вышло взаимодействия ни с мифологией (они вырезали Саманту Баркс в роли - та да - Бабы Яги! как можно?!?!), ни с историей (вот был бы Мехмед II в фильме подростком!).
И при этом фильм скучный в визуальном плане (кроме клёвых летучих мышей): надоедливые панорамные планы с силуэтами на горизонте, грим древнего вампира, который не заставляет поёжиться и не делает чести Чарльзу Дэнсу, бесящий серый эпилог.
США, 2014
Режиссер: Френсис Лоуренс 
Сценарий: Сьюзен Коллинз, Питер Крэйг, Дэнни Стронг 
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Лиам Хемсворт, Джулианна Мур, Филип Сеймур Хоффман, Дональд Сазерленд, Вуди Харрельсон, Элизабет Бэнкс, Натали Дормер, Сэм Клафлин, Джош Хатчерсон, Уиллоу Шилдс

Смотрите, что стает с моей реакцией, если из франшизы убрать все красивые платья! Легко испаряется вера в героев, накопленная за первые два фильма. Постепенно начинает казаться, что смотришь совсем другую историю. 
Целеустремленность сюжета, которая готовилась стать еще яснее после финала "Catching Fire", куда-то делась. И если в первых двух фильмах чувствовалась острота: в героине, в недоверии ко взрослым и в цайтгайсте, то сейчас она вся растерялась.

Гид по киноотчетам

Follow me on Twitter | Bloglovin’ | Vkontakte | Facebook.

0 comments:

Отправить комментарий